Публиковать свои автобиографические данные, я думаю, было бы не
столь интересно. Абсолютно не важно, какой у человека жизненный путь,
важно то, что он понял за свою жизнь и что у него в черепной коробке.
Прежде всего мне хотелось бы поделиться своими мыслями и чувства-
ми. Благо, есть такая возможность - книга и интернет. Правда, это не
сцена и не трибуна, с которой можно что-то говорить, но всё же... Что-
бы пробиться на вышеуказанные места, надобно иметь надёжную тумбочку,
которая всегда пополняется, или, по крайней мере, хорошо простроченный
карман.
Но в который раз убеждаюсь, что деньги - не критерий счастья; это
то, что находится там, в зазеркалье; счастье же - перед зеркалом, а не
за ним. Я, к примеру, встречал людей, которые заработали кучу денег,
объездили весь мир, встречались с известными персонами, но у этих лю-
дей не было одного - не было мысли в глазах; они не чувствовали себя
счастливыми - они не знали ради чего жить и, соответственно, не реали-
зовывали себя ни в чём.
Да, конечно, есть люди, для которых заработать кучу денег - это вся
жизнь, весь её смысл. Может, в чём-то они и правы, но мне кажется, что
смысл жизни совсем в другом, прежде всего - в духовном богатстве. Я,
естественно, не хочу этим сказать, что быть духовно богатым и при этом
голодным - это счастье; конечно же нет. Всего должно быть достаточно,
но, по-моему, всё то ужасное, что сейчас происходит в мире - всё это
от бездуховности и от оскудевших добром и состраданием людей, ослеп-
лённых и обезумевших от хорошей жизни. К сожалению, даже тот, кто ког-
да-то иcпытывал финансовые проблемы, а затем забыл о них, забывает
вместе с тем и о своём прошлом, о тех людях, с которыми он вместе рос,
дружил, переживал те же проблемы... - опять-таки от бездуховности. А
жизнь - такая странная штука, которая может в одно мгновение из богача
сделать нищего; не стоит и об этом забывать.
Бездуховный человек - это человек, лишённый души. А это, на мой
взгляд, одна из самых важных, я бы даже сказал, неотъемлемых составных
частей человека, и отсутствие этой составной части - явление, страшное
и губительное не только для самого человека, но и для окружающих, так
как духовность передать довольно трудно, а бездуховность - вещь крайне
заразная.
Этой в буквальном смысле эпидемией - бездуховностью и бездумьем -
заболевает весь мир, если не сказать "болеет". От этого и войны, и
конфликты, и даже, представьте себе, мелкие ссоры. Надо немного приза-
думаться над этим, и всё сразу станет ясно.
Я когда-то задумался над смыслом жизни и до сих пор пытаюсь найти
ответы на такие вопросы: что же надо прежде всего сделать в жизни, ка-
кими принципами руководствоваться, как достойно прожить жизнь и, самое
главное, - чего достичь, какой цели.
Кое-что я всё-таки для себя выяснил; по крайней мере, я понял, что
надо преклоняться перед честностью, порядочностью и благодарностью
("Судьба"), не злиться ни на кого и делать добрые дела. В связи с этим
возникал и такой вопрос: что же я получу от жизни взамен? Действитель-
но ли то же, что и делаю сам? И да, и нет.
А всё из-за того, что на Земле много людей, и все разные. Кто-то
оценит твою порядочность и честность и поступит с тобой также, а кто-
то... Но это не повод, чтобы переключать свой рычаг в положение "Зло и
нечисть". Не оценил первый - оценит второй.
Этим я, конечно же, не призываю совсем не реагировать на агрессию
со стороны других людей. Важно не путать два понятия: "быть терпимее"
и "терпеть". Надо быть терпимее к людям, но не терпеть подлости, наг-
лости и хамства, не позволять издеваться над собой. Самое главное тут
- ни в коем случае не сажать кого-либо на голову. Но излучать надо
всё-таки добро и стараться прощать друг другу обиды. Представьте такую
ситуацию: каждый человек в мире обижает каждого, и все мстят друг дру-
гу. По-моему, понятно, как это называется. А сколько же просуществует
такой мир? Я думаю, не больше дня.
Благо, есть на свете люди, от которых исходит добро и благодаря ко-
торым, собственно говоря, и держится весь мир.
Один из главных вопросов, на которые я пока не нашёл ответа, - по-
чему на Земле столько страданий и мучений ("Бездна"), почему в мире
превалирует зло и почему оно очень часто, если не всегда, бывает силь-
нее добра. Почему то, что происходит в сказках, там и остаётся? Именно
от этого и опустились руки у людей. Хочется поскорее выбраться наружу,
поближе к Свету, вкусить по-настоящему сладкий плод жизни, а вокруг -
злость, грязь, междоусобицы и хорошего опять-таки всегда гораздо мень-
ше, чем плохого.
Всё это наводит тоску, даже больше, чем тоску...
Единственное, что я хочу всем посоветовать - молиться и верить ("Моя
страна"), обязательно верить в то, что добро победит; не сидеть с зак-
рытыми глазами и ушами и не молчать, когда вас бьют по голове и при
этом ругают ни за что; бороться и не надеяться, что счастье само собой
упадёт с неба, но при этом не выливать своё недовольство и негодование
на мирных и ни в чём невинных людей. Вот тогда-то и наступят действи-
тельно заслуженные нами хорошие времена. Тут считаю нужным привести
цитаты из двух отечественных фильмов: "Не так страшны предатели и
убийцы, потому что они могут только предать или убить, как страшны
равнодушные. Именно с их молчаливого согласия происходят..." ("Афоня")
и предательства, и убийства, и всё остальное лукавство. И вторая цита-
та из кинофильма "Кавказская пленница": "Ты можешь не есть, ты можешь
не пить, ты можешь молчать... всё равно это тебе не поможет." Может
быть, кому-то это покажется смешным, но эта фраза здесь как нельзя
уместна.
Я не то, что считаю народ несчастливым и обессиленным в духовном
смысле; не то, что считаю нужным писать про то, что пишу, - я просто
убеждён в том, что надо поднимать упавший дух и без того загубленного
народа. Как же можно забывать про его былое величие и говорить, точ-
нее, кричать, что всё хорошо, когда всё плохо? Нет, я не пессимист,
наоборот, я - оптимист, даже более чем, но когда люди работают толь-
ко лишь для того, чтобы не оставить пустым свой желудок или, тем бо-
лее, - умирают от голода, - это не то, что слишком, это бесит. Мало
того, что несколько десятилетий вся страна (надеюсь, понятно, что я
имею ввиду под словом "страна") зарабатывала свои, скажем, в среднем -
100р. и была пропитана тем, что этого достаточно для настоящего граж-
данина, в то время, как на западе (я не имею ввиду всю Европу) даже
каменщик чувствовал себя человеком; так нам ещё говорят, что всё хоро-
шо!!! Да, нам, вроде бы хватало, и людьми себя вроде чувствовали; и
даже запад ругали, мол, там - кошмар - если не будешь (не побоюсь это-
го слова) ишачить - ничего не заработаешь. А что, разве мы не работа-
ли, не покладая рук, за копейку? Ну, а что у нас сегодня? Что-то изме-
нилось? Да, изменилось - ишачить стали... но опять-таки за копейку!
Сколько же можно дурить народ? Ну, дурят - ладно, но мы-то сами по-
зволяем дурить себя!
Строй сменился, а до европейского уровня жизни так и не дошли. По-
чему в Англии, Франции, Германии и Дании народ работает и получает то,
что заслужил, а у нас - нет? Что, мы хуже работаем или правительство
нас не любит? А если не любит, то почему; разве они - не из народа? А
если из народа, то почему не любят свой народ? Получается, что они не
любят себя. В Германии, например, за малейшее проявление "нелюбви" к
своему народу политика сразу же снимают с должности. А почему мы так
не можем? А почему у нас не так? Что, не заслужили? Или, может, это
оттого, что законы у нас не те? Да, именно. А почему? А потому что те,
кто приходят к власти, а, точнее, именно те, которые не уважают свой
народ, подстраивают законы под себя так, чтобы им удобнее было продол-
жать обворовывать свой народ ("Моя страна"), или, на худой конец, де-
лают правильные законы невыполнимыми.
Разве можно так не любить свой народ? Отчего же такое страшное от-
ношение к нему? Опять-таки от бездуховности, я бы даже сказал, безбож-
ности, потому что духовность - это богатый внутренний мир человека,
его сознание и самосознание, а то, что творят с нами - это ни в какие
рамки не лезет, только бездуховностью это ну никак не назовёшь, это
самая настоящая безбожность вперемешку с бессовестностью и наглостью.
Что же касается морального уровня, то в советские времена моральные
ценности были для нас превыше всего, во всяком случае книги и общение
ценились гораздо больше, чем одежда и прочее, и, несмотря на то, что в
те времена царил дефицит и люди стояли в очередях дабы приодеться (а
иногда и просто поесть), моральные ценности у нас всё равно были выше.
Отсутствием патриотизма и уважения друг к другу тоже не страдали...
Что же случилось? Неужели уходя, коммунизм взял с собой и духовность,
и патриотизм?...
После такого народу, я думаю, надо разобраться в самом себе.
Во времена советской власти народу запретили верить в Бога; сейчас
вроде всё возвращается, но народ продолжает пребывать в прострации...
Просыпаться надо, люди ("Моя страна")! Мы же так сами себя губим! И
в конце концов загубим, если не проснёмся.
Это что касается нас. А что же в остальном мире? Тоже не всё глад-
ко. Достаточно вспомнить Югославию, Палестину и Израиль, постоянно
враждующие Индию и Пакистан; я уже не говорю об Америке. Причиной тому
- всё то же - бездуховность и низкий интеллектуальный уровень. Разве
духовно богатый человек, уважающий понятие "человеческая жизнь" (что,
кстати, в Америке всегда стояло на первом месте) и глубоко осознающий
смысл слова "война", начал бы воевать против Ирака? Словосочетание
"против Ирака" тут вообще можно опустить.
Самое страшное - это начинать войну. Что бы ни было, а убивать мир-
ных людей - это вопреки всему человеческому.
Любой агрессор, начиная войну, всегда думает, что он прав. Даже
Гитлер, проповедуя нацизм, был абсолютно уверен в своей правоте и пра-
вильности своей идеологии и, что самое страшное, заставил поверить в
неё миллионы своих сограждан. Трезвое мышление заканчивается тогда,
когда начинается диктат. Возьмём, к примеру, нашу страну. Ленин, идя
против людей, называемых меньшевиками, тоже был уверен в своей право-
те. Правда, никто не знает, как сложилась бы судьба стран союза, если
вместо советской власти была бы другая.
Да, конечно, нельзя во всём видеть только плохое (я всегда стараюсь
видеть в людях и во всём, что меня окружает, только хорошее). Напри-
мер, в советские времена власти взялись за беспризорников, ликвидиро-
вали безграмотность; самое главное - мы знали, что не важно, какой
национальности человек - что ещё раз подтвердила нам Великая Отечест-
венная Война. Но у нас отняли самое главное - способность жить самос-
тоятельно и трезво смотреть на мир, а когда нам вернули самостоятель-
ность, оказалось, что мы не знаем, как и где её применять и что вообще
с ней делать. Так что пробивание окна в светлое будущее ильичёвским
способом не дало особых положительных результатов.
Что касается уровня жизни, то одни говорят, что виноваты были влас-
ти, другие - то, что на восстановление страны после Великой Отечест-
венной Войны нужны были несколько десятилетий, мол, экономический за-
стой был неизбежен.
Возьмём, к примеру, ту же Германию. Достаточно вспомнить Берлин со-
рок пятого, от которого советская армия не оставила ничего. Конечно,
было тяжело, но немцы после потери мирового господства и после того,
как мы их разгромили (а не они нас!), всё же нашли в себе силы постро-
ить государство с нуля. И за 25-30 лет Германия не только достигла не-
бывалых результатов в экономике, но и вышла на мировой уровень. С чего
бы это? Немецкая расчётливость, организованность, бдительность?... Ес-
ли бы те, кто стоял во главе правительства Германии, ненавидели свой
народ, никакого прогресса, поверьте, не было бы.
Самое интересное и парадоксальное то, что даже Гитлер, каким бы ан-
тихристом он ни был, всё же желал добра немцам и горячо любил свой на-
род. Правда, слишком сильно любил, а, точнее, любил, ненавидя... нена-
видя других. А эти два чувства хоть и близки друг к другу, но всё же
несочетаемы. Отсюда два жизненных закона: первый - нельзя делать что-
то сверх меры, и второй, к сожалению, неярко выраженный - нельзя стро-
ить своё счастье на чужом горе.
У человечества есть самое большое богатство - история, из которой
можно извлекать полезные уроки. Но человечество идёт вперёд, не заду-
мываясь и не оборачиваясь назад, повторяя всё те же ужаснейшие ошибки.
Возвращаясь к нашим проблемам, хочу сказать, что с нами произошла
ужасная метаморфоза. Мы действительно жили "под колпаком" и знали о
зарубежной жизни понаслышке. Но страна всё же не голодала и сохраняла
свой моральный облик. Но что же могло довести страну до того, что она
стала голодать в прямом смысле слова и растеряла свои духовные ценнос-
ти, да так, что везде стали царить похоть и разврат? Отчего должен был
произойти такой скачок из плохого в худшее? В худшее - ясно, почему; а
из плохого - потому что колпак, даже самый хороший, всё равно остаётся
колпаком.
Так почему же произошла такая метаморфоза? Да потому что тот самый
колпак хоть как-то, но всё же заботился (если это можно назвать забо-
той) о своих "подколпачных", тем самым убивая в нас иммунитет к сво-
бодной жизни. Поэтому и губительной оказалась для нас свобода, которую
нам наконец-то подарили. Вот поэтому мы и оказались в ещё более худшем
положении. Произойдёт примерно то же самое, если какое-нибудь домашнее
животное поселить со своими дикими собратьями в естественном месте их
обитания.
А похоть и разврат царят оттого, что когда голодной собаке кинут
кость, пусть даже самую страшную и грязную, то она всё равно её съест.
Вот и скормили нам, голодным, свой мусор, окончательно втоптав нас в
грязь и отравив нам мозги.
Сейчас, конечно же, глупо задавать себе вопрос, что лучше: быть за-
губленным под влиянием своей страны или чужой. Ну, скажите, что лучше:
ветрянка или ангина? То, что плохо - не может быть лучше, это может
быть только хуже.
Ну, и раз уж мы свободны, то на обломках нашей бывшей страны надо
строить новую, хорошую, прочную и правильную; такую, которую мы заслу-
жили.
Главное - прожить жизнь достойно; не разрушать, а созидать, не ме-
шать исполнению благих идей, а помогать и способствовать претворению
их в жизнь; а самое главное - помогать друг другу; одним словом, про-
жить так, чтобы потом не жалеть о содеянном. А для того, чтобы прожить
достойно, нужно построить достойную нас страну с достойной нас влас-
тью. Только надо сначала окончательно убедиться, свободны ли мы или
это снова мираж...
Заканчивая, хочу сказать одно: если мы сами себе не поможем, нам
уже не поможет никто.
* * *
То, что я переживаю и что меня действительно волнует - всё это вы-
ражено в моих стихах - и кусочки биографии, и все чувства, мысли,
проблемы...
...и я как человек, хоть чуточку разобравшийся в происхо-
дящем, выяснивший и неоднократно подтвердивший что-то на личном опыте,
считаю своим долгом поделиться с людьми этой информацией.
|